1 вариант.
Довольно часто предприимчивые работодатели экономят на оплате труда персонала. Людей принимают на работу только на испытательный срок (максимум, месяца на три). На это время определяют заведомо меньшую зарплату, например $200 вместо $600, предусмотренных штатным расписанием за работу на этой должности. Иногда, чтобы дополнительно заинтересовать потенциальную кадровую единицу, размер будущего заработка — после испытательного срока — искусственно завышают, обещая, скажем, $1000 за работу, которая на самом деле оценивается вполовину дешевле. При этом руководство ничем не рискует, заранее зная, что платить эти деньги всё равно не придется.
Теперь простые расчеты. Каждая вакансия, стоящая 600 долларов в месяц, закрывается целый год работниками (4×3 мес.) всего за 200 у. е. И это при максимальной интенсивности и производительности труда: как правило, люди в испытательный срок стараются проявить себя, выкладываясь и работая сверхурочно. Да и недобросовестный работодатель старается предельно загрузить «доверчивую рабочую силу» в этот период. Вариант, конечно, неприятный, хотя мошенничеством в чистом виде его назвать сложно — человек все-таки получает работу. Другое дело — деятельность иных фирм, обслуживающих соискателей.
2 вариант.
Более сложный, поскольку требует предварительной «обработки» соискателя. У претендента на рабочее место искусственно создают впечатление о силе компании: об известности холдинга, его прочном положении на рынке, о том, как много в нем сотрудников и направлений бизнеса, какие грандиозные у предприятия планы и т. п.
Когда «клиент созревает», ему торжественно сообщают, что он принят на работу с желаемым им окладом. Есть, правда, одно «но»: зарплату принято платить один раз в две недели, по пятницам, только первые деньги можно получить, лишь отработав полный рабочий месяц. Работник, как правило, соглашается, не заподозрив подвоха, тем более, голову кружит, что здесь согласились на его денежные условия (которые — не секрет — соискатели часто слегка завышают).
Предположим, К. приступает к работе 5 марта. Добросовестно отработав месяц (5 апреля), зарплату он не получает: ближайшая «зарплатная» пятница наступит только, например, 18 апреля. В этот день долгожданную зарплату К. получит за первые две недели, хотя к этой дате, т. е. к 18 апреля, человек отработал почти полтора месяца, а денег получил всего лишь за две недели. Через еще две недели, наш работник может получить очередную порцию. Предположим, что ему заплатят за вторые две недели, хотя фактически он отработал уже 2 полных месяца, а денег получил всего за один: 2 недели +2 недели. Этот способ обмана рассчитан на то, что со временем человек запутается в расчетах с конторой. А поскольку у работодателя «все ходы записаны», он и остается в выигрыше.
Рано или поздно, еще через пару недель или месяц, происходит самое неприятное. Вместо денег в очередную «зарплатную» пятницу нашему работнику сообщают что-то невнятное: у компании временные трудности, проблемы с наличностью и т. д. Поскольку в фирме и впрямь полный бардак, то выглядит это вполне правдоподобно. В конце концов, не желая страдать от финансовых затруднений работодателя, околпаченный работник увольняется, так и не получив заработанного.
3 вариант.
Классикой жанра считается случай с приемом на работу машинисток. Издательская фирма через газету приглашает несколько десятков машинисток и в качестве отборочного теста предлагает каждой набрать фрагмент текста. Естественно, через пару дней выясняется, что ни одна из претенденток «тест не прошла». В итоге издатель получает бесплатно набранные тексты.
«Бесплатные машинистки» давно стали притчей во языцех, тем не менее, подобные схемы по-прежнему с успехом применяются. Массажисты, визажисты, парикмахеры — кто только не оказывается жертвой мошенников. В сфере обслуживание схема примерно такова. В газете помещают объявление о приеме на работу, скажем, парикмахеров или визажистов. Соискателям предлагают вполне приемлемые условия и приглашают на «испытание». Претенденты на вакантную должность делают прическу и макияж троим или, например, пятерым. Мастерам обещают перезвонить, но соискатель звонка так и не дожидается — и думает, что, видимо, не подошел. А через неделю-две объявление публикуется вновь, и очередные соискатели делают свою работу бесплатно.
Существует угроза мошенничества и при приеме на работу топ-менеджеров. Однажды подбирали финансового директора для одной известной торговой компании. При собеседовании работодатель попросил кандидата составить подробный бизнес-план развития фирмы и довольно сложную схему оптимизации деятельности, подчеркивая, что от качества работы будет зависеть его трудоустройство. Трудоустройства, как догадываетесь, никакого не состоялось, зато фирма получила грамотный и, главное, бесплатный бизнес-план. С этой же схемой часто сталкиваются юристы, а также специалисты по аудиту и бухучету.
Таким же образом, в «тестовом режиме», работодатели эксплуатируют переводчиков. Представители этой профессии менее всего защищены правом: судебное разбирательство при решении спора между работодателем и нанятым для выполнения разовой работы специалистом может длиться бесконечно. Ирина Алексеева, переводчик, кандидат филологических наук: «10 декабря 1998 года я заключила с ООО „Гротек“ договор на перевод книги Стефана Пейджа „Установление системы политики и процедур“. Получив по электронной почте перевод первых трех глав, заказчик не высказал замечаний, и работа была продолжена. 13 февраля он получил весь перевод полностью, а когда я поставила вопрос об оплате (общая сумма — $725, срок выплаты гонорара по условиям договора — в течение двух рабочих дней), начались дебаты о качестве, смысл которых сводился к снижению суммы гонорара. Через месяц я подала в суд — Тверской межмуниципальный. Процесс тянулся восемь месяцев и окончился решением „в иске истцу отказать“». Таким образом, получается, что любой работодатель, нанявший переводчика, всегда может снизить размер оговоренного гонорара, ссылаясь на качество перевода, а суд оперативно разобраться в ситуации просто не сможет.
Вот еще одна популярная схема: торговая компания берет на работу специалиста по работе с клиентами, который приходит со своей клиентской базой. До окончания испытательного срока его увольняют: все, что было нужно работодателю — это его ценные сведения.
Что делать?
Вариантов и вариаций может быть множество. Мошенники изобретательны и хорошо подготовлены. Поэтому вооружиться против обмана при приеме на работу просто необходимо: проконсультируйтесь с юристом или самостоятельно просмотрите трудовое законодательство, чтобы не переживать из-за потери денег.