Самое распространенное нарушение на большинстве российских автозаправочных станций – это недолив топлива. Недоливы являются скорее правилом, чем исключением. Согласно наблюдениям водителей, на городских заправках горючее недоливают реже, чем на АЗС, расположенных на трассах. Но недолив возможен и на крупных АЗС, если доступ к замерам остатков топлива имеют механики и операторы, а контроль со стороны руководства ослаблен.
Лучший способ избежать “попадалова” – это знание перевозчиком своих прав - как потребителя. В случае возникновения подозрений на недолив последовательность действий водителя следующая:
1. Немедленно обратиться к оператору на АЗС с претензией на недолив топлива и потребовать (потребовать, а не попросить!!!) проверить факт недолива (вы имеете на это полное право в соответствии с Законом о правах потребителя).
2. По вашему требованию оператор должен отобрать пробу из колонки в специальный мерник, и сверить показания на колонке с реальным количеством топлива в мернике (на каждой АЗС есть "мерники" – 10-, 15-, 20-литровые емкости для проверки правильности работы колонки).
3. Затем на месте составляется акт о том, что был отобран бензин в мерник, где отражается соответствие количества топлива в мернике количеству топлива, отобранного из колонки.
Естественно, на это уйдет некоторое время. Но свои права нужно не только знать, но и уметь отстаивать – даже если придется потратить время. Оно того стоит… С одной стороны это или избавит перевозчика от неоправданных подозрений (может вам недолили топлива в предыдущий раз!), или действительно позволит поймать АЗС “на горячем”. Как показывает практика, уверенность водителя в своей правоте и знание своих прав зачастую избавляют от необходимости замеров и составления актов: АЗС молча соглашается с требованиями возмущенного водителя. Разумеется, большое значение имеет и оборудование станции. Но даже самые современные колонки не обеспечат гарантию от недолива, если персонал АЗС будет иметь доступ к замерам бензина в емкостях при сдаче смены - в этом случае плевать они хотели на штрафы или репутацию - заработанные таким образом деньги иногда застилают все (“Чтоб ты жил на одну зарплату!.. ”). На подавляющем большинстве заправок остатки топлива при пересменках замеряют мерным штоком - достаточно простая технология, которая уже сама по себе провоцирует на обман. То же можно сказать об утилитарных колонках, которые легко подвержены необходимой регулировке. Владелец заправки (а это, по сути, единственное лицо, кровно заинтересованное, чтобы АЗС работала честно) всегда в курсе всех происходящих процессов. Механик, конечно, работает с колонками, но он также не заинтересован в “нелигитимном” недоливе, так как весь дополнительный доход в этом случае пойдет в карман хозяину заправки. Если выражаться юридическим языком, недолив даже 700 миллилитров относится к обману потребителя в незначительных размерах (до 0.1 МРОТ), а потому оператор или владелец заправки согласно Административному кодексу могут быть наказаны штрафом от 1 до 30 МРОТ.
Вся беда в том, что АЗС практически невозможно поймать на серии обманов - для этого пришлось бы взять сотни проб. В результате получается - если колонка недоливает сотни, а то и тысячи раз, обогащая нечистоплотных дельцов на огромные суммы, ответственность он понесет в лучшем случае за один конкретный контрольный закуп. Для привлечения заправщика к уголовной ответственности нужно, чтобы обман потребителя превысил сумму в 0.1 МРОТ - т. е. 10 российских рублей. Таким образом, недолить вам должны больше литра - такое случается редко. Даже если вам действительно много недолили, реально это зафиксировать практически невозможно - контрольная проба снимается с 10 литров, а недоливать свыше 10 процентов это уже сверхнаглость. Чтобы установить значительные или крупные размеры обмана (недолива), необходимо кроме контрольного закупа произвести замер остатков бензина в емкостях, сравнить с реализацией бензина по чекам. Словом, операция технически изысканная.
Полезные советы: как не дать себя обокрасть
1. Выберите для себя заправку, которую вы или ваши знакомые считают солидной и старайтесь ей не изменять. Можете "втихушку" устроить проверку этой АЗС - набрать бензин в канистру и измерить объем с помощью мерной колбы. Температурный показатель вы, конечно, не учтете, но отклонение в "минус четверть стакана", если таковое обнаружится, можно считать условным.
2. Летом заправляйтесь утром, когда топливо в емкостях еще не нагрелось. Если вы заправились на АЗС, резервуары которой стоят на открытом солнце или когда туда только что залили бензин из нагревшегося бензовоза, то вы, возможно, и получите свои 10 литров объема, но в граммах топлива будет меньше, а значит, и проедете вы на нем на тройку-другую километров меньше.
3. Лучше заправляться с той колонки, где только что это делал другой автомобиль. Это гарантирует, что топливо прокачано и им смазаны внутренности насоса. Удивительно, но нам приходилось наблюдать (особенно это заметно на самых утилитарных колонках), как после десятиминутной паузы колонка выдавала приличный недолив, но при каждой новой заправке в мерное ведро (с периодичностью меньше минуты) количество полученного топлива раз за разом увеличивалось.
4. Всегда смотрите на смотровое пластиковое окошечко, минуя которое бензин поступает в шланг. Если заметили пузыри или вообще в нем половина воздуха, знайте - вместо запрошенного количества топлива вы получите значительно меньше.
5. Заправляйтесь цивилизованно, по пластиковым картам ведущих операторов.
Ответственность за нарушение правил торговли
Административная ответственность
Административный кодекс РФ. Статья 14.7.
Обман потребителейОбмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.