В Днепропетровске женщина судится с крымским производителем подушек, укравшим лицо ее сына, которое она увидела на товаре. Об использовании снимка ее даже не предупредили. Производитель подушек своей вины не признает, говорит, это собирательный образ ребенка. Зато юристы говорят о нарушении авторских прав и прав ребенка.
Знакомая приобрела подушку в мебельной лавке за двести гривен и сразу узнала на ней сына своей подруги. Фотографии ребенка создавал профессиональный фотограф полтора года назад, когда мальчику был всего месяц.
Мать мальчика:
«Ни я сама, ни фотограф – никто не давал разрешения на то, чтобы эти фотографии были использованы. Я не хочу, чтобы мой ребенок был предметом домашнего интерьера. Мало какие бывают люди, извращенцы, и что они будут делать с этими подушками!»
В мебельном магазине тоже признают, что мальчики на семейных фото и на подушке похожи, как две капли воды. На сайте производителя семья ребенка нашла две модели с его изображением. Заказать их можно по всей Украине.
В свою очередь производитель декоративных вещей из Симферополя обвинения отвергает: «Мы берем собирательный образ, то есть какую-то часть тела, глазки, например, с одной картинки, носик может быть с другой картинки, губы могут быть с третьей картинки. Соответственно каждый из родителей может узнать в каждой из этих подушек свое».
Сейчас мать уже готовит иск в суд и заявление в прокуратуру. Юристы говорят: она имеет все шансы наказать производителя – вплоть до тюремного заключения.
По словам юристов, нарушено не менее шести нормативных актов Украины. В частности, это нарушение авторских прав фотографа, нарушение прав ребенка на использование его образа, а также вмешательство в его частную жизнь. Так что реклама может быть недобросовестной и в таком виде.
Оказывается, отечественный потребитель, в том числе и рекламы, вполне может защитить свои права, обратившись в территориальные органы по защите прав потребителей. Вот только поймут ли его там, пойдут ли вместе с ним в суд, проведут ли необходимые экспертизы? Кстати, бояться высокой стоимости услуг экспертов не стоит – если производитель рекламы будет признан виновным, платить за все будет он.
Ванда ЯЗВИЦКАЯ "Крымский ТелеграфЪ"